На календаре – осень, а это значит сложная пора для водителей, особенно новичков, у которых нынешняя осень первая за рулем. Ведь машина на мокрой холодной дороге уже не такая послушная, как раньше. Наши эксперты поделились золотыми советами вождения в непогоду, которые помогут избежать опасных аварийных ситуаций.
1. При заносе — не выкручивайте руль
Наверняка в автошколе каждого учили, что во время заноса нужно выворачивать руль в сторону заноса. Однако такое правило действует только на льду, в условиях же грязи и мокрого асфальта, как только сцепление с дорожным покрытием вернется в норму (происходит это вдвое быстрее, чем на гололеде), автомобиль резко унесет в сторону еще больше.
Что делать: Если машину несет, медленно отпускайте педаль газа и держите руль ровно или слегка покручивайте в обратном заносу направлении. Не применяйте экстренное торможение — это только усугубит ситуацию.
2. После лужи — подсушите тормоза
При въезде в лужу, особенно глубокую, на скорости свыше 10–20 км/час вода попадает на тормозные колодки и диски. В результате эффективность тормозов снижается приблизительно на 20%, что может быть фатальным, если возникнет необходимость экстренного торможения.
Что делать: Опять же, если объехать лужу не удалось, после проезда по ней необходимо просушить тормоза. Так, не набирая скорости, 2–3 раза легко и прерывисто нажмите на педаль тормоза — диски и тормозные колодки от таких манипуляций нагреваются, испаряют воду и быстро становятся сухими.
3. Под дождем держитесь крайней правой
Дождь на улице — не помеха, однако густая стена воды увеличивает шансы не разъехаться с попуткой или встречным авто.
Из-за капель создается оптический эффект, при котором расстояние представляется примерно в два раза удаленное, чем в действительности.
Что делать: Во время движения под дождем, тем более проливным, придерживайтесь крайнего правого ряда и старайтесь избегать обгонов и опережений.
4. По листьям — на «цыпочках»
Опавшие листья — еще большая опасность, чем гололед. Попадая на осенний ковер, потерять контроль над машиной проще простого и вернуть его крайне сложно. Тому виной мокрая листва, влажный асфальт и скользкий слой из грязи и масел между ними, из-за чего резко снижается сцепление с дорогой (ведь колеса не контактируют с дорогой непосредственно) и увеличивается тормозной путь.
Что делать: Видя перед собой усыпанную листвой дорогу, даже если на улице нет дождя или тумана, двигайтесь без резких маневров (торможения, поворотов, разгона) и на пониженной передаче. Кроме того, в таких условиях держите руль обеими руками — как на участках с сильным боковым ветром.
5. Перед лужей включайте дворники
Лужи, особенно большие, опасны не только своими сюрпризами (на дне могут притаиться стекло, гвоздь, глубокая яма и пр). Объезжать их стоит еще из-за риска временной потери видимости дороги — волна грязной воды из-под колес может захлестнуть и сильно запачкать лобовое стекло, что обернется мгновенной потерей контроля над дорожной обстановкой. В результате это может привести к столкновению с внезапно появившимся пешеходом, велосипедистом или попутной машиной.
Что делать: Если перед вами большая лужа, которую нет возможности объехать, заранее включите дворники и плавно снизьте скорость до минимальной (лучше проезжать такие участки на скорости порядка 10 км/час).
6. На первом километре прогрейте шины
Скоро по утрам начнутся заморозки. Из-за низкой температуры на дороге образуется скользкий слой, который в разы увеличивает тормозной путь и риск потери управления авто. К тому же покрышки автомобиля, ночевавшего на улице или в холодном гараже, затвердели, потому их сцепление с дорогой ухудшается еще больше.
Что делать: Чтобы машина была послушной и сцепление максимальным, прогрейте шины. Так, первый км двигайтесь со скоростью 30–40 км/час, стараясь ехать «змейкой» (на пустой дороге) или перестраиваясь из ряда в ряд. Затем следующий километр разгонитесь до 60–70 км/час и также двигайтесь не по прямой.
7. Входите в поворот на пониженной передаче
На закруглениях дороги (как на плавном повороте, эстакаде, путепроводе и пр.) многие водители привыкли не сбрасывать скорость. На сухой дороге при средней скорости это безопасно, а вот на мокром асфальте чревато заносом в отбойник, кювет и т. д., поскольку сцепление с дорогой слабое, и машина попросту не удержится на своей траектории.
Что делать: Перед маневром плавно снизьте скорость, переключитесь на пониженную передачу и уже после входа в поворот плавно нажимайте на педаль газа с одновременным выравниванием руля.
8. В густом тумане включайте аварийки
Во время густого тумана видимость может ограничиваться 50–100 м, потому даже в городе необходимо включать противотуманные фары или ближний свет. Однако и при этом нужно быть предельно осторожным — белый свет фар при плотном водяном паре «теряется» и становится заметным только с близкого расстояния, что увеличивает риск аварийных ситуаций (ведь затормозить быстро на мокрой дороге не получится).
Что делать: В обстоятельствах ограниченной видимости при тумане, особенно утром или под вечер, включайте аварийки во время движения или остановки — оранжевый свет даже в таких условиях не рассеивается и будет пробиваться на большие расстояния.
А Вам приходилось сталкиваться со стихией на дороге?